Header image  

Государственное

образовательное учреждение

Центр диагностики и

консультирования

"Теплый Стан"

line decor
  
line decor
 
 
 
 

 
 
Опыт работы специалистов Центра

Рекомендации по проведению артикуляционной имнастики
Учитель-логопед Калугина А.А.

(Нажать для скачивания материала)


Как говорить с детьми о сексуальности?
Социальный педагог Исаева С.А.

Когда родители оказываются между двух огней – страхом утратить доверие своего ребенка и смущением перед пробуждающейся сексуальностью подростка, – им трудно ответить себе на этот вопрос. Несколько подсказок, которые помогут принять взвешенное решение.

«Можно, Аня останется у нас?» – спросил на днях мой семнадцатилетний сын. Я и не заметила, как он стал мужчиной! Этот вопрос застал меня врасплох. Сережина подруга очень милая, и, по-моему, они влюблены друг в друга… Но готова ли я слышать, как они занимаются любовью в двух шагах от моей спальни, и встречать эту девушку на пороге ванной?» – размышляет 45-летняя Валентина. В тот вечер она нашла какую-то отговорку, но до сих пор не знает, как поступать дальше, стоит ли говорить сыну о своих сомнениях и чувстве неловкости. Современные родители более свободны в сексуальном плане, чем были когда-то их отцы и матери; они также поддерживают со своими детьми-подростками более близкие и доверительные отношения. Но когда ребенок сообщает, что хочет заняться любовью в их доме, им трудно принять решение – разрешить или запретить.

Смысл вопроса
Большинство подростков воспринимают свою комнату как собственную квартиру: им кажется вполне естественным (и удобным) то, что здесь они могут жить своей жизнью, котора разворачивается параллельно жизни семьи. Поэтому подростки легко и без стеснения спрашивают у родителей разрешения оставить там ночевать свою избранницу или избранника.Но при всей прямоте заданного вопроса их подлинная мотивация сложнее, чем кажется на первый взгляд. «Когда подростки делают в любви первые шаги, они испытывают некоторый страх, – поясняет психотерапевт Александр Шадура. – Задавая свой вопрос, они как бы просят у родителей разрешения на право начать любовную жизнь, ждут, что они одобрят их выбор, поддержат или, наоборот, остановят. Те, кто приводит подругу или друга без разрешения, ведут себя провокационно, но, по сути, хотят того же. В такие моменты особенно важно, чтобы взрослые не пропустили это желание, потребность диалога, деликатно высказали свое отношение к выбору сына или дочери, помогли увидеть ситуацию со всех сторон».
Начало сексуальной жизни всегда воспринимается как вступление во взрослую жизнь, как необратимый этап на пути к отделению от родителей, как важный шаг к своей самостоятельности. Желание заниматься любовью в родительском доме может также отражать страх перед расставанием с детством. В этом убеждена психолог Беатрис Коппер-Руае (BeatriceCopper-Royer): «Занимаясь любовью дома, в своей детской комнате, подросток чувствует себя более уверенно, ведь здесь он в безопасности, он ведет себя как взрослый, но бессознательно остается под защитой родителей». А это означает, что, разрешая ему это, родители непроизвольно мешают подростку обрести большую независимость.
«Сексуальность не дается нам сама по себе, – напоминает детский психотерапевт Марсель Руфо (MarcelRufo), – ее добиваются усилием, и этот процесс всегда связан с ощущением индивидуальной свободы. Так можно ли завоевать ее под родительской крышей?» «Кроме того, начало сексуальной жизни совпадает с важнейшим периодом в развитии личности подростка – поиском своей индивидуальности, ответа на вопрос «Кто я?» – и включает множество этапов, предваряющих половой акт как таковой, – добавляет Александр Шадура. – Но родителям часто не хватает понимания особенности этого момента». Стремясь быть современными, они забывают о стыдливости и часто ведут себя как пещерные люди! 26-летняя Анна до сих пор со стыдом вспоминает, как восемь лет назад мать ее возлюбленного вместе с пакетиком леденцов положила на его ночной столик упаковку презервативов.


Смелость отказать
Родителям тоже приходится нелегко. Дав согласие, они могут начать терзаться: не преждевременно ли они одобрили близкие отношения «детей»? За простым «спокойной ночи», произнесенным влюбленными, они могут услышать намек на то, что у молодежи ночь будет совсем не спокойной… Не стоит обманывать себя: оказавшись в одной квартире с юной парочкой, мы волей-неволей примеряем на себя роль вуайеристов. «Я всегда запрещала своим детям заниматься сексом дома, – признается 52-летняя Евгения. – Любовь – это что-то интимное, очень личное, что не пристало демонстрировать. Я в их возрасте старалась скрывать свои романы от родителей и встречалась с мальчиками, когда взрослые вечером уходили в гости или в выходные уезжали на дачу».
Такую позицию поддерживают наши эксперты: необходимо соблюдать границу между сексуальной жизнью подростков и их родителей. Ни те, ни другие не должны знать, что происходит в соседней спальне. «Родителям не нужно следить за сексуальной жизнью детей,– говорит психолог Даниэль Кум (DanielCoum). – Наше право и обязанность – рассказать им о контрацепции, об опасности СПИДа и других передающихся половым путем болезней; нелишним будет напомнить и о важности любовного чувства в сексуальных отношениях. Но развиваться сексуальная жизнь подростков должна за пределами родительской семьи – это даже не моральная норма, а закон антропологии».
Многие из нас понимают, что не стоит превращать семейный дом в приют подростковой любви, поддерживать случайные связи. Но все же большинству родителей трудно ясно и четко сказать «нет». Они не хотят ссориться с ребенком, боятся его обидеть, утратить его любовь, показаться старомодными… Как сформулировать отказ, чтобы он не вызвал конфликтов? «Чем проще, тем лучше, – считает Александр Шадура. – Надо объяснить детям, что вы находитесь у себя дома и то, что они предлагают, ставит вас в неловкое положение. Говоря так, вы не осуждаете их сексуальную жизнь, но ясно даете понять, что вам не нравится, когда она проходит рядом с вами. Очень важно ясно выразить то, что вы чувствуете».


Да, но с условием
Некоторые родители принимают юную любовь своих детей безусловно. «Секс – это естественное и здоровое удовольствие, почему я должна лишать его свою дочь? – удивляется 47-летняя Вера. – И я считаю, если уж она занимается любовью, то пусть делает это в хороших условиях». «Хорошие условия» могут быть в родительском доме, но лишь в том случае, если родители считают приемлемым принимать у себя друзей или подруг ребенка», – поясняет Александр Шадура. Если квартира (или дом) большая, стены толстые и личное пространство каждого хорошо защищено, то к чему запреты? Достаточно определить некоторые границы, чтобы вам не сели на шею: пусть, например, занимаются любовью дома время от времени, но не каждый день. Именно такое решение приняли этим летом 43-летняя Марина и 51-летний Николай. «Мы проводили отпуск в просторном загородном доме вместе со своими друзьями и их детьми-подростками. Наш сын со своей девушкой просто растворились среди молодежи. Но в городе мы не разрешаем ему приглашать подругу на ночь, и они находят для встреч другие возможности».
«Каждый случай уникален, – напоминает семейный психотерапевт Серж Эфес (SergeHefez). – Некоторые подростки вполне гармонично начинают сексуальную жизнь дома, потому что в их семье границы между поколениями установлены четко, а психологические стены достаточно прочны. А другим полезно, чтобы родители не удерживали их в зависимом положении. При этом папы и мамы не должны идти наперекор собственным ценностям и убеждениям или принуждать себя к уступкам, чтобы сохранить любовь детей». Искренность и последовательность – вот что подростки больше всего ценят в поведении старших. Даже если это вызывает ссоры и упреки. Ничто, в конце концов, не мешает родителям время от времени уезжать на выходные и оставлять в распоряжении влюбленной пары квартиру, где молодые люди почувствуют себя полностью свободными от родительского надзора. Именно это детский психотерапевт Даниэль Марселли (DanielMarcelli) называет «правильной дозой социального лицемерия».


Об этом
  • Даниэль Марселли, Гильметта де Ла Бори «Практическая психология для подростков: 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить», У-Фактория, 2008. С какого возраста можно заниматься любовью? Как поступать, когда родители против встреч с любимым человеком? Умная книга для подростков обо всем, что с ними сейчас происходит.
  • Мира Киршенбаум, Чарльз Фостер «Учитесь общаться с подростком», Попурри, 2009. У нас есть последний шанс стать по-настоящему хорошими родителями и остаться друзьями со своим ребенком на многие годы, уверены авторы книги. И нужно только одно: отказаться от контроля и построить с подростком взрослые отношения.

Досуговая деятельность детей.
Ее перспективы

Социальный педагог Касаткина М.В.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, здоровым и гармонично развитым человеком. На первый план в шкале жизненных ценностей в экономически развитых странах население выдвигает интересное проведение досуга. И проведение досуга для детей и юношей уделяется значимое внимание.
В настоящее время главным для человека стало выбиться в «люди», добиться успехов в своих начинаниях для дальнейшего процветания и зарабатывания денег. И для детей жизненно необходимо найти себя, открыть свои способности и возможности, определиться в своих интересах. Именно для этого существуют дома детского и юношеского творчества, где дети дают волю своей фантазии, открываются и определяются в дальнейшей жизни.
Но такие учреждения играют важную роль и в развлечении детей.
Четыре функции детского досуга развивающая, познавательная, развлекательная и образовательная наиболее удачно совмещаются в детских домах творчества. Детский дом творчества - своего рода клуб для юных дарований, в котором дети и юноши проводят время с удовольствием и с пользой на развитие своих способностей. Это учреждение, которое создано специально для самовыражения ребёнка. Помимо кружков, секций для творчества, существуют специальные развлекательные программы, которые проводятся в праздничные события, в этих программах также участвуют дети, как в роли участников, так и в роли зрителей.
Кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня родителей не даёт возможности уделить достаточно времени своим детям, ставит вопрос о необходимости в таких учреждениях как дома детского творчества. Здесь любому ребёнку исключено почувствовать себя одиноким. Здесь имеет важность занятости, заинтересованности своего дела, а также открытия своего «я». Это особенно важно для ребёнка прежде всего, чтобы самоутвердиться перед собой и окружающими. Также детские дома творчества, вовлекая детей в творческий процесс, может сыграть немаленькую роль в будущей жизни человека, в его последующем выборе. Кроме того, детский дом творчества является единственным местом, где творческие успехи ребёнка имеют значимый коэффициент, оцененные с профессиональной точки зрения и дающие возможность совершенствовать свои результаты, тем самым прокладывая дорогу в возможное будущее.
В любом городе есть огромное множество кружков, секций, детских клубов, которые могут этому поспособствовать. Если у ребенка уже есть какое-то увлечение, то выбрать кружок несложно. Если нет, нужно подумать, что было бы интересно не только вашему ребенку, но и вам тоже. В этом случае у вас будут общие интересы и темы для бесед. Спортивные секции. Если у ребенка существуют какие-либо проблемы со здоровьем, то впору заняться спортом. Естественно, что в этом случае лучше посоветоваться с врачом. Специалисты советуют начать занятие спортом с посещения бассейна. Плавание развивает координацию движений, равномерно нагружает все мышцы, закаливает организм ребенка. Кроме того, по сравнению с другими видами спорта, оно достаточно безопасно. Кружки умелых рук. Для мальчиков подойдут технические кружки – резьба по дереву, авиа- или судомоделирование. Здесь ребенок научится обращаться с инструментами, изготавливать чертежи. Для девочек могут быть интересны прикладные ремесла – бисероплетение, вышивание, макраме, изготовление кукол, игрушек. В настоящее время то, что делается своими руками, актуально и к тому же всегда в цене. Такие занятия способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости, а также развивают мелкую моторику, мышление, вкус. Живые уголки. Общение с животными учит детей ответственности и заботе. Посещение ребенком такого уголка решит проблему многих родителей, не приветствующих наличие животных в доме. Кстати, доказано, что многие животные помогают отстающим в развитии детям. Изобразительные студии. Рисование полезно для развития правого полушария мозга, ответственного за эмоции и образность мышления. Ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры).
Занятия воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение. Театральные студии. Здесь ребенок научится красиво двигаться и говорить, преодолеет страх общения, стеснительность, обретет уверенность в себе, познакомится с театральной культурой. Одновременно ребенок приобретет и другие навыки – мастерить реквизит, шить костюмы, рисовать декорации.

Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка?
  1. Не следует посещать одновременно более двух-трех кружков, так как, с учетом школьных занятий, ребенок может испытывать перегрузки или даже стресс.
  2. Для гармоничного развития интеллектуальные и физические нагрузки должны быть сбалансированными.
  3. Немаловажным фактором является близость кружка к дому или школе. Посещение кружка на другом конце города может стать очень обременительным. Дорога отнимет слишком много времени и будет утомительна для ребенка.
  4. Выбрав клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, посетите пробное занятие.



Недостаточность детского досуга
Социальный педагог Касаткина М.В.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, здоровым и гармонично развитым человеком. На первый план в шкале жизненных ценностей в экономически развитых странах население выдвигает интересное проведение досуга. И проведение досуга для детей и юношей уделяется значимое внимание.
В настоящее время главным для человека стало выбиться в «люди», добиться успехов в своих начинаниях для дальнейшего процветания и зарабатывания денег. И для детей жизненно необходимо
найти себя, открыть свои способности и возможности, определиться в своих интересах. Именно для этого существуют дома детского и юношеского творчества, где дети дают волю своей фантазии, открываются и определяются в дальнейшей жизни.
Но такие учреждения играют важную роль и в развлечении детей.
Четыре функции детского досуга развивающая, познавательная, развлекательная и образовательная наиболее удачно совмещаются в детских домах творчества. Детский дом творчества - своего рода клуб для юных дарований, в котором дети и юноши проводят время с удовольствием и с пользой на развитие своих способностей. Это учреждение, которое создано специально для самовыражения ребёнка. Помимо кружков, секций для творчества, существуют специальные развлекательные программы, которые проводятся в праздничные события, в этих программах также участвуют дети, как в роли участников, так и в роли зрителей.
Кроме того, нарастающий темп жизни, увеличение продолжительности рабочего дня родителей не даёт возможности уделить достаточно времени своим детям, ставит вопрос о необходимости в таких учреждениях как дома детского творчества. Здесь любому ребёнку исключено почувствовать себя одиноким. Здесь имеет важность занятости, заинтересованности своего дела, а также открытия своего «я». Это особенно важно для ребёнка прежде всего, чтобы самоутвердиться перед собой и окружающими. Также детские дома творчества, вовлекая детей в творческий процесс, может сыграть немаленькую роль в будущей жизни человека, в его последующем выборе. Кроме того, детский дом творчества является единственным местом, где творческие успехи ребёнка имеют значимый коэффициент, оцененные с профессиональной точки зрения и дающие возможность совершенствовать свои результаты, тем самым прокладывая дорогу в возможное будущее.
В любом городе есть огромное множество кружков, секций, детских клубов, которые могут этому поспособствовать. Если у ребенка уже есть какое-то увлечение, то выбрать кружок несложно. Если нет, нужно подумать, что было бы интересно не только вашему ребенку, но и вам тоже. В этом случае у вас будут общие интересы и темы для бесед. Спортивные секции. Если у ребенка существуют какие-либо проблемы со здоровьем, то впору заняться спортом. Естественно, что в этом случае лучше посоветоваться с врачом. Специалисты советуют начать занятие спортом с посещения бассейна. Плавание развивает координацию движений, равномерно нагружает все мышцы, закаливает организм ребенка. Кроме того, по сравнению с другими видами спорта, оно достаточно безопасно. Кружки умелых рук. Для мальчиков подойдут технические кружки – резьба по дереву, авиа- или судомоделирование. Здесь ребенок научится обращаться с инструментами, изготавливать чертежи. Для девочек могут быть интересны прикладные ремесла – бисероплетение, вышивание, макраме, изготовление кукол, игрушек. В настоящее время то, что делается своими руками, актуально и к тому же всегда в цене. Такие занятия способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости, а также развивают мелкую моторику, мышление, вкус. Живые уголки. Общение с животными учит детей ответственности и заботе. Посещение ребенком такого уголка решит проблему многих родителей, не приветствующих наличие животных в доме. Кстати, доказано, что многие животные помогают отстающим в развитии детям. Изобразительные студии. Рисование полезно для развития правого полушария мозга, ответственного за эмоции и образность мышления. Ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры).
Занятия воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение. Театральные студии. Здесь ребенок научится красиво двигаться и говорить, преодолеет страх общения, стеснительность, обретет уверенность в себе, познакомится с театральной культурой. Одновременно ребенок приобретет и другие навыки – мастерить реквизит, шить костюмы, рисовать декорации.
Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка?
1. Не следует посещать одновременно более двух-трех кружков, так как, с учетом школьных занятий, ребенок может испытывать перегрузки или даже стресс.
2. Для гармоничного развития интеллектуальные и физические нагрузки должны быть сбалансированными.
3. Немаловажным фактором является близость кружка к дому или школе. Посещение кружка на другом конце города может стать очень обременительным. Дорога отнимет слишком много времени и будет утомительна для ребенка.
4. Выбрав клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, посетите пробное занятие.




Особенности общения родителей с  подростками

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. Эта взрослость для подростка первоначально вырисовывается в отрицательном плане как требования свободы от зависимости и ограничений, свойственных положению ребенка. Отсюда бурная и порой драматическая «переоценка ценностей» и, прежде всего перестройка отношений с родителями.
Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внимание противодействия проявляемых по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно найти формы налаживания и поддерживания этих контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он больше притязает на определенные права, чем стремится к принятию на себя обязанностей. Если подросток почувствует, что от него многого ожидают, он может пытаться уклониться от выполнения обязанностей под прикрытием наиболее «доброго» взрослого. Поэтому для освоения новой подростковой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослого. Простое навязывание требований, как правило, отвергается.
В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростков вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ними. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить экономический фактор (подросток материально зависит от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.
Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Например, реакция эмансипации, проявляющаяся в стремлении высвободится из-под опеки старших, может принимать под влиянием момента такие крайние формы выражения, как побеги из дома.
Неустойчивость подростка, неумение оказать сопротивление давлению со стороны взрослых зачастую ведут к «уходам» из ситуации. Поведение подростка также в определенной степени характеризуется детскими реакциями. При чрезмерных ожиданиях от подростка, связанных с непосильными для него нагрузками, или при уменьшении внимания со стороны близких может следовать реакция оппозиции, характеризующаяся тем, что он разными способами пытается вернуть внимание, переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового возраста являются имитация чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь обращается внимание на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко проявляется у подростков отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца. Зачастую это бывает кто-либо из родителей, причинивших много горя и обид подростку.
Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой. Причем сравнительно часто встречаются формы гиперкомпенсации, когда для самореализации выбирается область деятельности, представляющая наибольшие трудности.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку неблагоприятны для его развития. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие.
Руслан (13 лет) воспитывается авторитарной матерью. Отчим общается доброжелательно и лояльно. В отношениях с сыном мать жестко доминирует во всем, не давая никакой инициативы Руслану. Мать занимается бизнесом и может обеспечить сыну престижный лицей, обучение языкам, музыке. Но при этом жестко общается и контролирует сына. Руслан обнаруживает социальный инфантилизм и потенциальную готовность к жесткой авторитарности. Авторитарный стиль отношения к сыну матери приводит к тому, что подросток в качестве защиты себя от агрессии пользуется ложью в объяснении своих поступков и мотивов. Со сверстниками у него проблемы в общении, друзей нет.
Из данного примера можно сделать вывод, что тяготы авторитарного стиля – это не только проблема отношений детей и родителей. За этим стоит формирующийся стиль отношений подростка к другим людям. Где, как ему кажется, он ненаказуем, подросток из авторитарной семьи обычно жестко общается со сверстниками, выражает неуважение к взрослым, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив (говорит тихим голосом, опускает глаза), или расхлябано, дурашлив неуважителен. В то же время в семье с благополучными отношениями подросток уже способен соответствовать общественным ожиданиям в сфере общения и быть достаточно прогнозируемым.
Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.
Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает.
Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии. Ребенок, привыкший к всеобщему вниманию, рано или поздно попадает в кризисную ситуацию. Неадекватно высокий уровень притязаний и жажда внимания не сочетаются с малым опытом преодоления сложных ситуаций.
Вместе с тем многие подростки стремятся избегать конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Стремление к явным конфликтам с родителями проявляется сравнительно редко. Скорее используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например как дерзость в общении. Подростка может привлекать ореол дерзости как символ его личной свободы. Однако подросток в действительности сензитивен к культурным ожиданиям его поведения в отношении к родителям.
В каждой культуре есть доминирующий образ родителей, которые в свою очередь, контролирует позиции матери и отца в отношении к ребенку. Например, американская ментальность выделяет образ «мамочки», который Э.Эриксон распознает по ряду признаков как исторически сложившийся феномен.
Признаки «мамочки» по Э.Эриксону:
1)«Мамочка» - бесспорный авторитет в вопросах нравов и нравственности в своем доме и в своей общине;
2) В любой ситуации, где это расхождение приходит в столкновение с почтением, которого она требует от своих детей, она винит детей, но никогда не винит себя;
3) Она демонстрирует непреклонную враждебность к любому свободному выражению самых наивных форм чувственного и сексуального удовольствия со стороны своих детей и достаточно ясно дает понять, что их отец, с его сексуальными притязаниями, смертельно ей наскучил;
4) Она стоит стеной за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться «старушкой».
Этих признаков достаточно, чтобы показать: «мамочка» - это образ женщины, в жизненном цикле которой остатки инфантильности соединяются с рано наступившей старостью, вытесняя средний диапазон женской зрелости, в результате чего она становится эгоцентричной и косной. Фактически как женщина и как мать она не доверяет своим чувствам.
Немецкая ментальность выделяет образ «немецкого отца», который выступает в роли главы и тирана, преданного государству человека. Отчужденность и строгость «немецкого отца» традиционно возрождаются из истории культуры.
Российская ментальность состоит в неоднозначности образов родителей – ведь Россия безгранично распростерта в разных параллелях и меридианах Востока и Запада северных и южных широт, в разных этнических и религиозных воплощениях.

Стили родительского общения и воспитания

Общение подростка во многом зависит от стиля родительского общения и воспитания, то есть, в какой семье воспитывается подросток.
В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным и жестким. При анонимном анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60 % родителей используют физические наказании; среди них 85 % - порка, 9 % - стояние в углу, 5 % - удары по голове и лицу.
Подросток живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как к ним привыкают в детстве. Сами родители, родственники, семейные традиции в детстве воспринимаются как неизменная сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными традициями.
Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет, и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Характер подростка из такой семьи развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) преимущественно по адекватно лояльному типу. Высокая рефлексия окружения создает благоприятные условия для духовного развития подростка.
Семья отчужденная. В этой семье к подростку относятся также как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держаться от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка. Он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении.
Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. В авторитарной семье подросток также одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка.
Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил принципы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характера подростков из таких семей. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.
Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями.
Подростки, живущие в деградирующих семьях, где родители дерутся, принимают алкоголь, наркотики, распутничают, обычно заражаются этими недугами еще в детстве. Для подростка еще не вкусившего запретного зелья, мотивационная готовность к употреблению алкоголя или наркотиков также чрезвычайно велика.
В неполной семье подросток начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце или матери, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола.
Подросток в приемной семье – сложная проблема в отрочестве, особенно, если он знает, что его отец и мать не являются биологическими родителями. Если же ему повезло, и он обрел хорошую семью, он все-таки постоянно испытывает внутреннее напряжение и неуверенность в том, как к нему относятся его приемные родители.
Описанные выше стили родительского общения и воспитания дают возможность представить варианты условий, создаваемых подросткам родительскими семьями. Именно разнообразие стилей, которое получает подросток в каждодневном общении со взрослыми, обучает его стратегиям общения в реальном взаимодействии людей.

 

 

 






Сердце, отданное детям.
Опыт социально-педагогической службы
ЦДиК «ТеплыйСтан» по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Бодунова В.В.

Профессия социального педагога сравнительно молодая (должность «социальный педагог» введена в штатные расписания образовательных учреждений в 1991 году), тем не менее, спектр деятельности социального педагога достаточно широк. В данной статье невозможно рассказать о всех направлениях работы социальных педагогов в Центре, мы затронем лишь некоторые.
В Центре диагностики и консультирования «Теплый Стан» с 2005 года работает социально-педагогическое структурное подразделение. Социальные педагоги Центра имеют высшее педагогическое образование, большой опыт преподавания в школах, многие окончили курсы повышения квалификации по избранной специальности, аттестованы на высшую и первую квалификационную категории.
Но главное - среди наших социальных педагогов нет людей, равнодушных к чужому горю. Они не считаются с личным временем, ребенок для них приоритет и его беду они принимают как свою. Именно поэтому они выбрали для себя работу с детьми и родителями, находящимися в сложной жизненной ситуации. Поэтому современный социальный педагог должен обладать знаниями в области и психологии, и юриспунденции, и в какой-то мере - знаниями в области дипломатии. Он должен уметь вести переговоры, разрешать конфликтные ситуации, всегда помня о главном в работесоциального педагога несовершеннолетнего.
о защите прав и законных интересов

Для поднятия престижа профессии с 2005 года на базе Центра регулярно проводится конкурс «Социальный педагог - личность года»,

«Социальный педагог - учитель года». Положение о конкурсе было разработано руководителем социально-педагогического структурного подразделения Бодуновой В.В.
Решение о проведении первого конкурса было принято на заседании Муниципалитета района Теплый Стан в марте 2005 года и получило поддержку со стороны Главы Муниципалитета Крутовой М.Н. Социальные педагоги школ района приняли активное участие в конкурсе, а пять специалистов стали финалистами и получили ценные подарки и грамоты Муниципалитета района Теплый Стан. Очередной конкурс пройдет в мае 2008 года.
2008 год объявлен «Годом семьи», но работа с семьей в нашем Центре проводилась со дня его основания, поскольку мы всегда понимали необходимость формирования компетентного родителя как залог успешной социальной профилактической работы с ребенком.
В нашей работе мы обязательно опираемся на институт семьи, для этого создан родительский клуб «Шагаем вместе».
К нам приходят мамы, папы, либо бабушки - те, кто взяли на себя обязанности по воспитанию ребенка, кому он близок и дорог.
Кому же может помочь наш клуб?
Прежде всего, это бабушки, которые водят и забирают детей из детских садов, школ, с занятий в Центре. Ведь родители этих детей работают много и долго, обрекая ребенка на социальное сиротство. Современные бабушки полны энергии и могут дать мудрый совет, поделиться секретами домоводства, кулинарии, наконец - просто житейским опытом с молодыми мамами.
Есть в нашем клубе женщины, которые родили ребенка, но не стали матерями в истинном смысле этого слова. Они не забывают покормить, одеть, забрать из детского сада своих детей, но не занимаются духовным воспитанием, не любят и не заботятся о будущем своих крох. В нашем клубе не презирают и не осуждают таких женщин, а пытаются им: помочь. Ведь
материнство - « ... это не только счастье, но и тяжелое бремя, потому что дети шумят, требуют внимания, расходов, потому что приходится жить по правде ... » (С. Соловейчик).
Другие мамы, перенесшие тяжелый развод, стресс, потерю близкого, уход любимого, проходят своеобразное «лечение» в нашем клубе. И здесь на помощь приходят все члены клуба. Все женщины объединяются вокруг такой мамы и ненавязчиво окутывают ее своим душевным теплом, вовлекая в работу клуба и отвлекая от тяжелых мыслей. Ведь время и забота лечит, а радость от общения с детьми постепенно вытесняет все негативные эмоции. И жизнь начинает меняться к лучшему.
В клубе «Шагаем вместе» восемь женщин. У всех них есть одна цель ­жить с радостью в душе, с уверенностью в завтрашнем дне. Ведь все люди нужны друг другу, все являются звеньями одной цепи.
Еще одно из направлений деятельности социально-педагогической службы Центра - это работа с социально незащищенными семьями в рамках проведения культурно-досуговых мероприятий силами сотрудников Центра.
В Центре проводятся мероприятия, приуроченные к праздничным и памятным датам России. Наши дети любят и ждут этих праздников, на них приходят целыми семьями. Неоценимую помощь в организации подобных праздников оказывают наши «социальные партнеры» - сотрудники Муниципалитета, образовательных и социальных учреждений района, представители других внешних организаций. Непременным успехом на праздниках пользуются выступления детей из кукольного театра «Артемон», оркестра «Шумная компания», а особенно громкие аплодисменты достаются малышам из групп комплексного развития дошкольников.
Поэтому наш Центр - это большая семья, куда люди не стыдятся придти со своими проблемами и бедами и получают сочувствие, внимание, квалифицированную помощь и просто человеческое тепло. В немалой степени это является заслугой сотрудников социально-педагогического подразделения.

 

Психологическая ярмарка.
(из опыта работы психолога в спецшколе для подростков с девиантным поведением).

Баранова Т.С.

Специальная общеобразовательная школа существует с января 2003 года. Вначале в ней было всего 11 человек, но к 1 сентября 2004 учебного года количество учащихся составляло уже 50. Специфика школы заключается в том, что в ней обучаются подростки (11 – 16 лет), проявляющие девиантное поведение. Это те ребята, от которых всеми правдами и неправдами стараются избавиться в обычных школах. И это, безусловно, можно понять, если учесть, что среди учащихся с девиантным поведением существует довольно большой процент детей, имеющих те или иные нарушения мозговой деятельности (как парциальные нарушения высших психических функций, так и общие неспецифические расстройства мозговой деятельности). В этих случаях адаптационные возможности ребенка резко ухудшаются, он не справляется с давлением окружающей среды, что ведет к большим психоэмоциональным перегрузкам.
Деформация процессов социализации начинается еще в период младшего школьного возраста и особенно возрастает при переходе из начальной школы в среднюю. Несформированность у этих школьников на предшествующих этапах необходимых психологических образований и требуемых учебных умений и навыков, является одной из причин, приводящих к школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация проявляется в трудностях усвоения и выполнения требований учителя, низкой успеваемости, конфликтах со сверстниками, агрессии, нарочитой формах недисциплинированности и демонстративности. Многие ребята давно выпали из учебного процесса, так как неделями, месяцами, а то и годами не посещали школу, некоторые по нескольку лет сидели в одном классе.
Работа психологической службы в школе для детей с девиантным поведением играет одну из основополагающих ролей. Особенности этих учеников требуют от психолога использования нестандартных методов работы. Наши дети имеют негативный опыт социализации, у них грубо нарушены механизмы регуляции поведения. Наличие психологических защит и дезадаптивных ролей в условиях коллектива мгновенно тиражируется как наиболее приемлемые модели поведения. Тревожное и враждебное отношение к социуму и к взрослым, его представляющим, затрудняет контакт с ними, даже очень доброжелательный. В нашем случае дело осложнялось еще и тем, что прошлый опыт общения подростков с психологами носил скорее негативный характер. Психологи ассоциировались с психиатрами и направлением в «психушку».
Психологическая ярмарка в спецшколе была проведена в начале 2004-2005 учебного года. Идея создания психологической ярмарки возникла из стремления психологов доказать ребятам, что психология – это совсем не страшно, это интересно и даже здорово. Мы хотели пробудить у учащихся интерес и вкус к познавательной активности, социально приемлемым формам в освоении жизненного пространства. Создать атмосферу доверия между учениками и психологами, наладить контакт и создать у учащихся положительную мотивацию для дальнейших занятий с психологом. Кроме того, отрабатывался алгоритм проведения коррекционной работы в игровой форме. Одной из важных задач также было показать специфику и цели работы психологической службы педагогам и администрации.
Итак, надо было показать работу психолога в школе в форме интересной, занимательной, с элементами игры, дать учащимся первичные знания о предмете психологии весело и увлекательно. Почему именно ярмарка? Потому что на ярмарке можно приобрести товары на заработанные деньги. Деньги были, конечно, условные, напечатанные на компьютере, но зарабатывать их надо было по-настоящему, выполняя различные психологические задания. Заработал – купил. В качестве товаров были разнообразные канцелярские предметы – блокнотики, цветные карандаши, наборы ручек, тетрадки – а также аудиокассеты, наклейки, всевозможные сладости и т.д.
Поскольку нашим учащимся достаточно трудно сосредотачивать внимание, особенно на чем-то новом, даже и очень интересном, вставал вопрос, как их организовать и вовлечь в деятельность, не дать разбежаться еще до того, как они поняли, в чем же здесь суть. Поэтому мы обратились к классным руководителям, чтобы они помогли нам собрать всех ребят в холле. Ярмарка проходила в два этапа. Сначала мы устроили мини-концерт собственными силами на психологические темы, что помогло «зацепить» внимание ребят. А дальше мы просто стали работать с залом, побуждая учащихся (индивидуально и по группам) выполнять некоторые очень несложные упражнения (на моторику, на сочетание движения с речью, на согласованность команды – таких тренинговых упражнений всегда много в арсенале психологов) и давать за успешное выполнение наши символические «деньги». Когда появился интерес, даже азарт, и началось взаимодействие, мы перешли ко второму этапу ярмарки. Он заключался в том, что в четырех различных кабинетах четыре специалиста (психологи, дефектолог) давали желающим психологические задания на самые различные темы. Задания затрагивали практически все психологические функции. В одной комнате на двери было написано «ВНИМАНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ», на другой – « МЫШЛЕНИЕ и РЕЧЬ», на третьей - «ЭМОЦИИ и ВООБРАЖЕНИЕ», на четвертой – «МОТОРИКА и КОНСТРУИРОВАНИЕ». На каждой из дверей, кроме того, была написана фамилия и имя специалиста. Каждое задание имело определенную «цену». Выбор заданий предоставлялся большой. Можно было выполнить много простых и «дешевых» или несколько сложных, зато «дорогих» заданий. Если что-то не получалось, давалась возможность поупражняться. На заработанные «деньги» ребята с удовольствием покупали понравившиеся товары в «магазине», который работал в холле. Продавцами с большим увлечением работали два наших воспитателя. Когда не хватало «денег» на нужную вещь, бежали за новыми заданиями.
Задания для ребят в каждой из сфер психологии разрабатывались нами с большим увлечением, было просмотрено множество литературы, пособий, разнообразных тестов, головоломок, развивающих и коррекционных материалов. Все работали с вдохновением, не считаясь со временем и занятостью. В ходе подготовки к ярмарке мы вообще профессионально выросли, сдружились, и что самое главное - «сработались».
Мы понимали, что желание заработать на товар должно соизмеряться со способностями и возможностями наших учащихся, или, говоря психологическим языком, находиться в зоне их ближайшего развития. Отбраковывались сложные, хоть и интересные задания. Отбраковывались задания, требующие многоэтапной деятельности. Все должно было быть захватывающим уже с первой секунды, сразу должен быть виден элемент игры, элемент интриги. Тем не менее, задание не должно было быть чрезмерно легким, его нужно было выполнить и выполнить, прикладывая определенные усилия. Ведь одной из задач, которые мы перед собой ставили, было заинтересовать ребят самим процессом выполнения заданий, увлечь их познавательной и творческой деятельностью, то есть сформировать внутреннюю, операциональную мотивацию к познанию.
Так и получилось – наши ученики выполняли задания по началу только из желания заработать и купить товар, но в ходе выполнения их увлекала и сами задания, сама деятельность по решению той или иной познавательной задачи. Ученику приятно было, когда «получалось», когда все видели его успешность.
Таким образом, простраивалась структура деятельности, включающая в себя наличие актуальной мотивации, ясной цели, конкретных действий, учитывающих уровень развития ребенка и обеспечивающих его успешность, необходимый уровень сложности для формирования внутренней мотивации, вознаграждение за правильность выполнения задания. Помимо этого ярмарка решала и другие задачи психологической коррекции и развития ребенка со сложностями в адаптации. Например, коррекция и развитие коммуникативных навыков. Многие задания были построены так, что требовали коллективной деятельности. Соизмерение своих действий с действиями другого человека – задача в принципе непростая, а для наших детей – почти невозможная. Общение с товарищами по игре, непринужденное общение с психологом (а ведь это взрослый, от которого привычно было ждать только один способ разговаривать - авторитарно-назидательный) – и ребята незаметно вовлекались в полноценный коммуникативный процесс, где снимались защитные механизмы и формировалось доверие. Пусть ненадолго, пусть не у всех, но это запоминалось и оставляло свой след. Были очень успешные случаи совместной деятельности, хоть и малочисленные, но доставившие искреннюю радость и психологам, и детям. Такие радостные моменты всегда дороги, а ведь у наших детей очень большие сложности с функционированием эмоциональной сферы. Изменение эмоционального баланса в пользу положительных чувств и переживаний – задача номер один в любой коррекционной деятельности. Устранение тревоги и развитие самораскрытия, повышение самооценки и коммуникативных ресурсов, развитие организованности, элементов произвольной деятельности – все это возможно, если деятельность ребенка правильно выстроена, ориентирована на сохранные функции и согласуется с его актуальным уровнем развития. По сути, мы провели акт массированной коррекции практически всех психических функций.
Еще одной важной задачей, которая решалась на нашей ярмарке, была задача диагностическая. Ведь у одних с легкостью получались, например, задания на внимание, но с трудом – на память или воображение. У других никак не шли задания на мышление, но зато прекрасно – на эмоции или конструирование. Очень показательно было для специалиста выполнение заданий на моторику – по существу это были нейропсихологические пробы. Малый опыт и невозможность все предугадать не позволили нам полностью использовать диагностический материал психологической ярмарки – не продуман был вопрос фиксации выполнения заданий, дозированность подсказки и т.д. Да и трудно это было осуществить в атмосфере ярмарки. Оставалось надеяться на собственную память и обмен мнениями.
Таким образом, потенциал подобного мероприятия огромен – развивающий, коррекционный, диагностический. Мы сами не предполагали, что ярмарка пройдет с таким успехом. Итог: опыт овладения различными видами психической деятельности, повышение функционального уровня систем организма, общее развитие нервной системы (быстрота реакции, уравновешенность, регуляция тонуса), формирование, наконец, новых ценностей – сотрудничества, доверия, радости общения. Конечно, мы далеки от иллюзии, что все это закрепилось и осталось в психике ребенка с многолетним опытом деструктивного поведения. К сожалению, это был одноразовая акция, уже через час реальный мир со стороны улицы, семьи привычно вступил в свои права, но главная цель была достигнута – лед сломлен, и наши дети стали с нами немножко другими – мы это увидели уже на следующий день.

 

 

 
 

 
 Научно-методическая деятельность

Экспериментальная деятельность центра

Для специалистов образовательных учреждений

Семинары

Интересный опыт работы

Опыт работы специалистов Центра

Публикации специалистов Центра

Опыт работы психологов ОУ района "Теплый Стан"


Новости профессионального сообщества психологов образования России
 
 
             
Hosted by uCoz