Header image  

Государственное

образовательное учреждение

Центр диагностики и

консультирования

"Теплый Стан"

line decor
  
line decor
 
 
 
 

 
 
Экспериментальная деятельность Центра

В настоящее время в Центре проводится эксперимент в рамках окружной экспериментальной площадки по теме: «Факторы формирования адаптивного и дезадаптивного поведения современных подростков»

Научный консультант::
Ядов Владимир Александрович, доктор филосовских наук.

Научный руководитель экспериментальной площадки :

Журавлева Ирина Владимировна
, доктор социологических наук.

Состав участников эксперимента:

  1. Баранова Татьяна Сергеевна, автор программы, ответственная за экспериментальную работу, педагог-психолог Центра ДиК «Теплый Стан» ЮЗУО, ст.н.с. Института социологии РАН, научный консультант.
  2. Митраков Алексей Владимирович, директор Центра ДиК «Теплый Стан» ЮЗУО г. Москвы, координатор экспериментальной деятельности, участник составления программы.
  3. Камионская Татьяна Борисовна, руководитель научно-методического подразделения и исследовательской работы Центра ДиК «Теплый Стан» ЮЗУО г. Москвы.

Сроки эксперимента
Начало – 2006 г.
Завершение – 2009 г.

Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность
Изучение идентификационной матрицы подростков, проявляющее поведение, опасное для их жизни и здоровья.

Объект исследования
Подростки, проявляющие различную степень адаптированности к социуму (всего планируется опросить 600 учеников 9-х классов в10-12 школах разного типа Юго-Запада).

Предмет исследования
Характер социализации подростков, различающихся по поведенческим рискам, опасными для их жизни и здоровья.

Гипотеза эксперимента
Нарушения связей с обществом и общественными структурами ведет к дезаптивному поведению, опасному для жизни и здоровья подрастающего поколения.

Цель эксперимента
Изучение основных факторов социализации и десоциализации современных подростков с целью построения на основе выявленных механизмов продуктивных социализирующих моделей.

Направления экспериментальной работы
1. Социологическое исследование учащихся 9-х классов в школах различного типа,
2. Построение на основе исследования социализирующих моделей применительно к школам разного типа, участвующих в эксперименте

Используемые методики
Для выявления контингента подростков, проявляющих поведение, в той или иной степени связанное с риском для здоровья, используется социологическая анкета «Опросник по изучению поведения молодежи». Основной целью этой анкеты является изучение поведенческих особенностей, которые могут вызвать проблемы со здоровьем.
Для исследования механизмов наибольшего социального влияния (социальных идентичностей) планируется конструирование семантического пространства, в котором можно измерить основные социальные ориентиры и идентичности подростков разных категорий (на основе метода семантического дифференциала Ч.Озгуда).
Кроме того, отдельной проблемой для авторов является выделение методои экспертных оценок наиболее существенных показателей социального пространства (элементов идентификационной матрицы)

Предполагаемые результаты
В результате эксперимента планируется получить модель социализации подростков, дифференцированных по степени риска в отношении здоровья и по степени их социальной адаптации. Эта модель может быть использована в построении педагогической работы в образовательных учреждений с целью создания условий для эффективной социализации современных школьников, а также служить основой при выработке здоровьесберегающих технологий в ОУ.

Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления
Результаты научного исследования будут фиксироваться в научных отчетах, аналитических записках, публикациях, а также обсуждаться на совещаниях и круглых столах.

Научно-методическое обеспечение эксперимента
Специалисты, привлеченные к данному эксперименту, имеют большой научный задел в виде публикаций статей и монографий по проблемам, связанным с исследованиями в области социологии здоровья и социализации подростков.

Перспективный план экспериментальной деятельности (по этапам)
Первый этап эксперимента. 2006-2007 учебный год:
Подготовка программы с целью теоретического и практического обоснования эксперимента (исследование факторов, искажающих процесс социализации ребенка, экспертная оценка агентов социализации и т.д.).
Организация поля исследования в школах, участвующих в эксперименте.
Проведение пилотажного исследования с целью апробации инструментария.
Проведение основного исследования
Второй этап эксперимента. 2007-2008 учебный год:
Математический анализ результатов исследования.
Подготовка аналитических материалов с практическими рекомендациями для школ, участвующих в исследовании.
Подготовка публикаций, проведение методических семинаров, круглых столов по результатам исследования.
Выделение факторов, способствующих успешной адаптации детей к социальной реальности.
Третий этап эксперимента. 2008-2009 учебный год:
Анализ существующих в школах систем включения школьников в социум. Анализ методов и программ ресоциализации трудных подростков (в том числе зарубежных), учитывая выделенные в результате исследования основные факторы, ведущие к нарушению процессов социализации. Подготовка пакета рекомендаций, публикаций.
Создание команды на базе школ-участников эксперимента по реализации программ включения учащихся в социум (с учетом специфики контингента)
Создание социализирующих моделей на базе школ-участников эксперимента
.


Окружной научно-практический семинар
на тему "Социальные девиации современных подростков"

 



Отчет о работе окружной экспериментальной площадки


Результаты 2–го этапа экспериментальной работы

  • Проведено исследование в 7-ми ОУ р-на Теплый Стан и г. Москвы. В исследовании приняло участие 252 ученика 9-х классов разного профиля.
  • Создана модель математического анализа результатов исследования (в программе SPSS).
  • Проведен математический анализ результатов исследования с научной интерпретацией данных для каждой из школ
  • Выделены некоторые факторы, способствующие успешной адаптации и дезадаптации московского подростка к социальной реальности.
  • Создана страница экспериментальной работы на сайте Центра ДиК
  • Проведено 3 методических семинара для представителей социально-психологических служб ОУ (из них 2 окружных) по теме исследования
  • Проведено 4 обучающих семинара для специалистов школ – участниц экспериментальной площадки
  • Налажена система консультативной работы для психологов, использующих методики эксперимента в своей деятельности (898 школа, 109 школа)

Выводы
  • Наибольшую идентификацию современные ученики ощущают по отношению к своим родителям. Школа и работа также эмоционально близки им. Интересно, что идентификации с классом меньше, чем со школой. Подростки не идентифицируют себя с прошлым, природой и, особенно, с таким объектом как правительство.
  • Факторы образовательной среды (специфика школы и особенности класса) оказывают влияние на социальную идентификацию подростков.
  • Учащиеся с низкой учебной мотивацией показали более слабую идентификацию с основными агентами социализации, нежели учащиеся с повышенной
  • Невключенность подростка в основные социальные группы и нарушение социальной перспективы сопровождается формированием у него девиантных практик.
  • Специфика образовательной среды является важным фактором процесса нормальной социалиазации подростка в современном мегаполисе.
  • Предварительный анализ показал, что десоциализирующими факторами являются: низкая учебная мотивация, религиозность, сильное влияние родителей на жизнь класса, частая смена учителей, математическая специализация,
  • Выявилась объективная необходимость в целенаправленной разработке социализирующих программ, учитывающих профиль дезадаптации, характерный для подростков конкретного образовательного учреждения.

 

 
 

 

Научно-методическая деятельность

Экспериментальная деятельность центра

Для специалистов образовательных учреждений

 
 
             
Hosted by uCoz