Дислалия физиологическая
и её профилактика
Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано прежде всего недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3–5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:
Согласные звуки произносятся смягченно: “столь” вместо “стол”, “миська” вместо “мишка”, “зюбы” вместо “зубы”;
Шипящие фонемы заменятся свистящими: “лосадка” вместо “лошадка”, “сапка” вместо “шапка”, “сётка” вместо “щётка”;
Совсем не произносят звук “р” или заменяют его звуками “л, ль, в, й”: “лыба” вместо “рыба”, “лёза” вместо “роза”, “кавман” вместо “карман”, “йак” вместо “рак”;
Звук “л” чаще всего смягчается или заменяется на “й”: “люк” вместо “лук”, “йампа” вместо “лампа”;
Звуки “к,г,х” или отсутствуют или заменяются на “т” и “д”: “дуси” вместо “гуси”, “тоска” вместо “кошка”, “тлеб” вместо “хлеб”.
Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 – 5 годам. Но процесс этот происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить; и в результате начинает испытывать интерес к правильной речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была вполне полноценной, т.е. взрослые говорили правильно, внятно.
В общей работе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей чёткой дикции и правильного звукопроизношения. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и, таким образом, следить за движением губ и языка. Необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.
Советы логопеда:
- Речь окружающих должна быть внятной, чёткой, без «сюсюканий».
- Обращаясь к ребёнку, повернитесь к нему лицом, найдите взглядом его глаза, «зацепите» его взгляд.
- Не забывайте исправлять неверное произношение звука, слова, грамматического построения фразы. «Дублируйте» неверно произнесённый звук или слово своим, правильным.
- Если Вы заметили, что ребёнок постоянно делает одинаковые ошибки, не ждите, что со временем «всё образуется». Возьмите себе за правило возвращаться к ошибкам по несколько раз в день. «Повторенье – мать ученья».
Учитель-логопед Калугина А.А.
Новые технологии Цветокоррекции здоровья
Цветотерапия и цветопрофилактика - это новое направление в реабилиталогии и восстановительной медицине, впервые разработанные Тетеринов Татьяной П - доктором медицинских наук, профессором академии РАЕН и ЕАЕН, офтальмологом - основоположником цветоимпульсной терапии через зрительный анализатор.
Разработанные авторские методы и аппараты для цветокоррекции здоровья не имеют аналогов в мире.
Аппараты АЦТ-02, 03, 04 применяются:
- в офтальмологии: профилактика школьной близорукости, профилактика прогрессирования близорукости, цветокоррекция зрения у слабовидящих, с катарактой, глаукомой.
- в педиатрии: при психосоматической паталогии у детей.
- в неврологии
- в кардиологии
- в эндокринологии
Противопоказания не выявлены.
В Центре проводятся групповые занятия с детьми на основе метода цветокоррекции здоровья.
Чем занимается семейный психолог?
В каких ситуациях к нему следует обратиться?
В семейной системной психотерапии человек (клиент) рассматривается, как элемент большой системы (семьи). Он не существует сам по себе со своими переживаниями, страхами и потребностями - на него влияют другие члены семьи и он также влияет на них.
Что бы ни происходило с личной жизнью супругов, это так или иначе, касается семьи в целом и, естественно, это сказывается на детях.
Любые изменения в семье - развод родителей, отчим или мачеха, рождение младших детей, что-то иное - ребенку практически невозможно самостоятельно осознать, что же его беспокоит, и обратиться к взрослым за помощью. Если вовремя не заметить проблему, скорее всего она останется с ним и в его взрослой жизни. Ведь недаром подавляющее большинство эмоциональных травм, оказывающих влияние на характер взрослого человека, приходится именно на детский возраст.
С помощью семейного психолога можно попытаться решить многие психологические проблемы, возникающих при воспитании и развитии детей любого возраста.
Вот некоторые из них:
- эмоциональные и поведенческие проблемы,
- непослушание,
- конфликты,
- несносное упрямство,
- необоснованная агрессия,
- неумение проявить себя, робость, зажатость,
- снижение успеваемости,
- дефицит внимания, плохая память или гиперактивность,
- различие в поведении дома и в школе или в других местах,
- ребенок и «плохая» компания,
- недостаточная работоспособность, снижение настроения, болезненность,
- неумение наладить отношения со сверстниками.
Семейный психолог может провести экспресс-диагностику семейной системы и установление причинно-следственных связей в системе.
К системному семейному психологу может прийти как один член семьи, так и все ее члены.
Если в терапии задействован один член семьи, он все равно рассматривается, как человек, встроенный в систему взаимоотношений. Меняясь, он закономерно будет влиять на всю систему в целом.
Если приходит вся семья, то есть возможность увидеть всю систему взаимоотношений в целом, непосредственно на приеме. Это позволяет регулировать семейную систему более точно и качественно, учитывая эмоциональное состояние, запросы и потребности всех членов семьи.
|