Header image  

Государственное

образовательное учреждение

Центр диагностики и

консультирования

"Теплый Стан"

line decor
  
line decor
 
 
 
 

 
 
Диагностика профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков и учащихся старшего звена

Оценка профессиональной готовности

Одной из наиболее распространенных диагностических методик профессиональной ориентации является оценка профессиональной готовности по Опроснику профессиональной готовности (ОПГ).
В основу ОПГ положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.
ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у подростков профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию (учебе, работу) в определенной профессиональной сфере.  
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

  • -Ч-З (Человек – знак)
  • -Ч-Т (Человек – техника)
  • -Ч-П (Человек – природа)
  • -Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)
  • - Ч-Ч (Человек – человек)

Человек - Знаковая система: Профессии, где предметом труда является обработка информации, представленная в виде условных знаков, цифр, формул, текстов, таблиц и графиков.
профессии, труд в которых направлен на создание и оформление документов (на родном или иностранном языке), делопроизводство, анализ текстов, перекодирование: нотариус, инженер по научно-технической информации, переводчик, библиограф, технический редактор, корректор, телеграфист, оператор связи, стенографист, секретарь-машинист;
профессии, труд в которых направлен на систему условных знаков, схематическое отображение объектов: чертежник-конструктор, картограф-составитель, топограф, геодезист;
профессии, труд в которых направлен на числа, количественные соотношения: экономист, программист, математик, оператор ЭВМ, бухгалтер, контролер-кассир.
ПВК: абстрактное мышление, воображение, сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.


Человек – Техника
. Подтипы:
профессии, связанные с обработкой и добычей грунтов, горных пород: машинист, проходчик, бурильщик, технолог-геолог, техник-геофизик, инженер-геолог;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов: сборщик верха обуви, раскройщик, столяр, плотник, оптик, ткач, прядильщица, вязальщица, инженер-технолог;
профессии по производству и обработке металла: сталевар, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, штамповщик, оператор станков, газоэлектросварщик, слесарь механо-сборочных работ, слесарь;
профессии по ремонту, наладке оборудования: слесарь-ремонтник, наладчик технического оборудования, техник-механик, инженер-механик;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений: монтажник, бетонщик, электросварщик, слесарь-судоремонтник, техник-строитель, инженер-строитель, архитектор;
профессии по сборке, монтажу электро- радиооборудования: электромонтажник, радиомонтажник, сборщик микросхем, часов, техник-технолог, инженер по электронной технике;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию аппаратов: радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, наладчик технологического оборудования, регулировщик электро- и радиоизмерительной аппаратуры;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управлением ими: водитель, помощник машиниста, судомеханик, инженер по транспорту;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства: инженер-технолог по приготовлению пищи, по мясным и птицепродуктам, кондитер, повар.
ПВК: точность действий, высокая исполнительная дисциплина, аккуратность, практическое мышление, техническая фантазия


Человек – Природа
. Труд направлен на объекты живой природы.
Биохимик, биолог, физиолог, лаборант, зоотехник, животновод, агроном, садовод, виноградарь, цветовод, лесник
ПВК: деятельная любовь к природе, связанная с познанием ее законов и применения их, инициатива, самостоятельность в решении конкретных задач, творческое мышление.


Человек – Художественный Образ
. Труд направлен на художественные объекты или условия их создания. Подтипы:
профессии, связанные с изобразительной деятельностью: живописец, художник-оформитель, дизайнер, гравер, художник-реставратор, гример, строительный маляр;
музыкальная деятельность: концертмейстер, артист-вокалист (солист), настройщик музыкальных инструментов, артист оркестра;
литературно-художественная деятельность: литературный редактор, художественный редактор, корреспондент;
актерско-сценическая деятельность: артист драмы, циркач, артист разговорного жанра.
ПВК: способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление, реалистический уровень притязания на общественное признание, целеустремленность.


Человек – Человек
. Подтипы:
управление производством, руководство людьми, коллективами: диспетчер, бригадир, капитан, инженер по организации управления производством
Обучение и воспитание людей: инструктор, репетитор, преподаватель, тренер, воспитатель
Бытовое, торговое обслуживание людей: продавец, проводник, парикмахер, официант, буфетчик
Информационное обслуживание людей: экскурсовод, юрист, телефонист
Информационно-художественное обслуживание, руководство коллективами: дирижер, художественный руководитель
Медицинское обслуживание: врач, фельдшер, медсестра
ПВК: способность понимать людей, разбираться в их особенностях, устойчивое хорошее настроение в работе с людьми, потребность в общении, эмпатия, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая память на имена, лица, качества людей, умение находить общий язык с разными людьми, терпение.


По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
Характер работы с опросником и форма фиксации результатов предоставляют профконсультанту возможность количественно оценить в сравнительном плане соотношение умений, эмоциональных отношений и профессиональных предпочтений оптантов как внутри каждой профессиональной сферы, так и между сферами. Это дает возможность дифференцировать полученные результаты, даже если количественно (по общей сумме баллов) они совпадают в нескольких профессиональных сферах.
Все выводы и гипотезы, сделанные профконсультантом в результате использования ОПГ, должны быть соотнесены со сведениями, полученными с помощью других методических средств, используемых в практике индивидуальной профконсультации.



Провести диагностическое исследование вы
можете в ЦД и К «Теплый Стан».
Приемные дни вторник, среда, пятница.
Запись по телефону 424-04-33.

 
 

 

Диагностическая работа

Психологическая диагностика

Диагностика профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков и учащихся старшего звена

Диагностика здоровья "ДИАКОМС"

 
 
             
Hosted by uCoz